Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса   


"Сучий потрох" незнакомого Венички.

24 апреля сцена ОДО ненадолго превратилась в электричку, которая везет автора бессмертной поэмы Венедикта Ерофеева из Москвы в Петушки.

Спектакль "Москва - Петушки" в постановке Валентина Рыжего идет в фойе "Театра на Таганке". Известно, что атмосфера камерного спектакля теряется наполовину, если перенести его на большую сцену. Возможно, это и было определяющим моментом для самарской публики: многие просто не понимали, что происходит на сцене, и уходили спустя 10-15 минут после начала. С непривычки казалось недопустимым постоянное присутствие на сцене музыканта, подыгрывающего исполнителям на разных духовых инструментах. Слишком бедные декорации спектакля казались просто несовместимыми с громким именем "Таганка". На сцене стояли несколько стульев и буфетных столиков. Точнее, не стояли, а крутились, переворачивались, двигались, превращаясь то в колеса электрички, то в салон вагона, то в ложе любви.

Акробатических номеров в спектакле было гораздо больше, чем всего остального. Наверное, это потому, что, когда спектакль ставился, 6 лет назад, его создателями были выпускники Щукинского училища.

Физическая нагрузка, которая легла на плечи исполнителя роли Венички Александра Цуркана, просто огромна. Но непонятно, зачем в спектакле заняты еще трое, которые не делают на сцене практически ничего. Эти статисты только глядели на Веничку-Цуркана "с ожесточением людей, не могущих постигнуть всей тайны". А он, взмыленный, играл в одиночку и сразу все роли: голосом Ленина рассуждал об онанизме, голосом Брежнева сообщал рецепт коктейля "Дух Женевы", становился то Сталиным, то Горбачевым, то Ельциным. Этот обладатель "прекрасного сердца" метался в четырех стенах, клубился где-то между небом и землей, как первомайский салют в столице нашей Родины Москве. Но это был не тот Веничка, у которого "с похмелюги все нервы навыпуск" и потому он малодушен и тих. Это было "биение гордого сердца, песня о буревестнике и девятый вал".

Да и сам текст выглядел не совсем так, как на страницах журнала "Трезвость и культура", где впервые была опубликована поэма. Перед началом спектакля Валентин Рыжий рассказал публике, как он понимает "Москву - Петушки": "На лестничной клетке четыре подонка шилом убивают несчастного алкоголика, и перед смертью он вспоминает всю свою жизнь".

В результате такого прочтения спектакль явил собой что-то вроде коктейля "Сучий потрох", рецепт которого создатели любезно поместили в программке. "Музыкой сфер" называл этот коктейль Веничка, утверждая, что после него "человек становится настолько одухотворенным, что можно полчаса плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет". Не знаю, как коктейль, а спектакль подействовал именно таким образом: зал аплодировал Цуркану и компании стоя.

Влада Гончарова.

Читателей: 1967

Прошлые новости:

02.09.2017

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   




© 2006-2017 ottodix.ru