Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса   


ПЕСНЯ ИЗ БРАТСКОЙ МОГИЛЫ.

ЛЕВ АРКАДЬЕВ.

С поэтом Яковом Хелемским меня познакомил более четверти века назад невероятный случай, приключившийся с одним из его стихотворений, положенных на музыку. Такой судьбой своего детища можно гордиться, хотя у Хелемского 30 сборников стихов, пять книг прозы, мемуары, переводы. На его стихи писали музыку такие корифеи, как Дунаевский, Фельцман, Мурадели, Мокроусов, Блантер. Но у этой песни - особая история.

Произошло наше знакомство так. Я позвонил ему и спросил: "Яков Александрович, скажите, вы - автор песни "Возьмем оружье, граждане?" Короткое молчание, затем удивление: "А каким образом вы узнали об этой песне?"- "Мы ее нашли". -"Где?" - "В братской могиле...".

Да, тогда, в конце шестидесятых, газета "Труд" с помощью привлеченных криминалистов начала поиск без вести пропавших в Великую Отечественную, в том числе и тех, кто вместе с жизнью потерял на войне и имя.

А началось с письма в редакцию. Школьник из села Большое Шевнино Смоленской области написал, что в полутора километрах от села ребята случайно обнаружили на холме старый колодец с останками наших бойцов. Как выяснилось, это были герои-кавалеристы, совершавшие рейды по тылам противника и в меру сил способствовавшие победе под Москвой. Живых после последнего боя оставалось мало. И чтобы не достались останки фашистам на поругание, живые уложили мертвых в глубокий высохший колодец - в надежде на то, что после войны те, кто уцелеет, вернутся сюда, чтобы отдать своим боевым друзьям последний долг - по-человечески перезахоронить их. Мы навели справки в военном архиве. Как выяснилось, никто из тех ребят не уцелел. И теперь, через много лет, это предстояло исполнить нам.

Трое суток длились раскопки - колодец оказался глубоким... В импровизированной лаборатории эксперты сразу же приступили к делу, надеясь, что удастся выяснить имена хоть некоторых из семидесяти. Я смотрел, как осторожно, пинцетом берут они истлевшие обрывки бумаг.

Неотправленное солдатское письмо, написанное наскоро химическим карандашом. Прочесть можно только два первых слова: "Дорогая мама!". Разбитое круглое зеркальце. Чье лицо отражалось в нем, быть может, за час до того, как глянуть в лицо смерти? Обручальное кольцо. Возможно, такое же и по сей день носит чья-то увядшая женская рука... А это что?

С величайшими предосторожностями криминалист раскладывает на столе обрывок газеты, найденный в истлевшем бумажнике. Он превратился в комок, почти что в камень. Специалисты строка за строкой реанимировали газетный лист. И вот проступила дата: "2 октября 1941 года". И стихотворная строка - "Возьмем оружье, граждане". Ба! Да ведь это песня - слова и ноты. А в верхнем левом углу - "Текст Якова Хелемского". Есть автор. А чья музыка?

Вернувшись в Москву, я и позвонил в первый раз автору стихов. В ответ услышал от Якова:

- Песня эта была написана мною ранней осенью 41-го, в канун открывавшегося в Москве в Колонном зале Дома союзов антифашистского молодежного митинга. Это было задание: срочно, буквально за день, создать песню защитников Отечества. Задание было выполнено, и во время митинга в Колонном зале она была исполнена впервые.

- А кто написал музыку?

- Вано Ильич Мурадели.

Я позвонил композитору и опять услышал удивленное: "Откуда вы знаете про эту песню?" Договорились о встрече. Вано Ильича очень разволновал мой рассказ. Он дополнил то, что я услышал от Хелемского:

- Вскоре после выступления на молодежном антифашистском митинге в Колонном зале мы втроем - журналист, комсомольский работник и я - выехали на фронт. Там, на передовой, всего один раз я сам исполнил эту песню перед бойцами. Нам пришлось срочно уходить - часть попала в окружение. Возвращались мы кружным путем, чтобы не угодить в плен. А бойцы, которым я по их просьбе подарил фронтовую газету с песней, остались, чтобы биться в тылу у врага...

- Это произошло на Смоленщине?

- Да, да, под Вязьмой...

- Соединение было кавалерийское?

- Точно. Но как вы угадали?

- Понимаете, - объяснил я, - ту безымянную могилу, о которой я рассказал вам, мы обнаружили как раз в тех местах, в сорока километрах от Вязьмы. И были захоронены в ней кавалеристы, сражавшиеся в тылу у врага...

- Так это те самые бойцы, для которых я тогда исполнил и которым подарил свою песню?! - изумился Мурадели.

- Получается, так...

По времени все совпадало. Выходит, боец берег газету из-за этой песни, и она была с ним до последнего его часа...

- И стала безвестной, как тот герой... - задумчиво произнес Вано.

- Как так - безвестной? - удивился я.

- Да так вышло, что она никогда больше не публиковалась и не исполнялась - дело в том, что ни у Хелемского, ни у меня не сохранился авторский экземпляр, партитура тоже затерялась. Так что песня как бы тоже "пропала без вести".

И тогда я рассказал ему, как происходило перезахоронение бойцов.

...Траурный их путь длился день, ночь и еще день. От села к селу - по тому же маршруту, по которому когда-то пробивались они с боями. Теперь их останки несли на руках, а кое-где по болоту везли на вездеходах. В райцентре Холм-Жирковский, на главной его площади, нашли они упокоение...

К сожалению, удалось восстановить имена только девяти из семидесяти. Но матери, плача, называли неопознанных именами своих не пришедших с войны сыновей...

- А знаете что, - сказал, дослушав мой рассказ, Вано Ильич, - я восстановлю партитуру, соберу самый большой оркестр и самый большой хор, и мы с Яковом Хелемским поедем туда, где лежат наши кавалеристы. И там в знак вечной памяти и любви к ним исполним эту песню во второй раз.

Жаль, я завтра уезжаю в Сибирь, но как только вернусь, мы сделаем это - клянусь!

Увы, буквально через три недели после нашего разговора Вано Ильича Мурадели - замечательного композитора и человека исключительно доброй души - не стало. Но вскоре в Колонном зале Дома союзов, где в 1941-м впервые прозвучала эта песня, Яков Александрович Хелемский рассказал о необычной ее судьбе, и как бы из того далекого и тревожного времени вновь зазвучала эта песня:

Отчизна кличет каждого.

На подвиг боевой,

Возьмем оружье, граждане,

И долг исполним свой...

Хоть и с некоторым запозданием, сбылась мечта композитора: с помощью Хелемского и музыкальной редакции журнала "Кругозор" партитура песни была восстановлена. Она звучала в память о тех семидесяти и обо всех известных и безымянных, чьи голоса до срока были оборваны войной...

Читателей: 3762

Прошлые новости:

20.05.2018

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   




© 2006-2017 ottodix.ru