Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса   


Эволюция пиратства-2.

В подготовке статьи принимали участие Виктория Саваровская, Андрей Грибков, Николай Доронин, Олег Утицин.

"Эксперт" продолжает знакомить читателей с видеопиратством. Видеопиратство, оказывается, -- улица с двусторонним движением. Недавно в некоторых российских СМИ промелькнула скандальная информация, что не только россияне воруют западное кино, но и западные пираты не брезгуют российской продукцией.

"Ширли-мырли" недоделанные.

Владимир Досталь, президент киностудии "Мосфильм", считает, что российское видеопиратство представляет опасность для всего государства. Хотя в начале 90-х годов и вышел закон о правах предприятия, согласно которому к студии перешли все авторские права на снятые на ней картины, продукцию "Мосфильма" "пиратят" абсолютно всю. Однажды, несмотря на охрану, даже украли с монтажного стола материалы к фильму "Ширли-мырли", и копии недоделанной ленты появились на "Горбушке".

По словам г-на Досталя, в Америке продаются все картины "Мосфильма", а студия за это не получает ни цента. По предварительным оценкам, ежегодный доход, полученный от продажи русскоязычных видеокассет в США, составляет 70-100 млн долларов. Чтобы как-то защитить свою продукцию, "Мосфильм" зарегистрировал в конгрессе США всю свою фильмотеку (1800 фильмов). После этого американская компания "Санкт-Петербург", представитель "Мосфильма" в Штатах, подала в суд на три компании (в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе), обвиняя их в видеопиратстве. После этого на "Мосфильм" стали обращаться и просить лицензии.

Г-н Досталь рассказал "Эксперту" об исторических предпосылках этой ситуации: "В СССР была структура под названием 'Совэкспортфильм', которая имела права на продажу советских фильмов, но никогда не обладала авторскими правами на них. Министр кинематографии СССР Камшалов в сентябре 1989 года, подписав письмо о том, что все права на фильмы принадлежат 'Совэкспортфильму', нарушил тем самым законодательство, в соответствии с которым авторское право на фильм принадлежит студии, его создавшей. Сейчас мы судимся с 'Совэкспортфильмом' во Франции по 150 фильмам. Наши убытки -- около двух с лишним миллионов долларов.

'Совэкспортфильм' -- это была государственная организация, у которой было очень много собственности, пусть государство проверит, где она сейчас находится... С центральными телеканалами у нас постоянный конфликт из-за наших телевизионных фильмов, которые они показывают бесплатно. Авторские права принадлежат 'Мосфильму', но телевидение считает картины своими, поскольку они делались по его заказу. По этому поводу мы сейчас судимся с Московским каналом. Он бесплатно показали 'Тени исчезают в полдень'..."

"Пираты не платят своим жертвам".

Пока корреспонденты "Эксперта" разыскивали "Совэкспортфильм", в прессе появилась скандальная информация о продаже американцам 400 часов из так называемого Золотого фонда "Союзмультфильма" (СМФ). Обвиняли в этом директора СМФ Сергея Скулябина. Г-н Скулябин в ответ приехал в нашу редакцию и привез документы, в частности договор об исключительном прокате, заключенный с американской фирмой Films by Jove. Договор подписан в 1992 году предыдущим руководителем СМФ, г-ном Рожковым. Согласно документу, Films by Jove брала на себя обязательство провести реставрацию фильмов, озвучивание, дубляж и раскрутку на западных рынках.

А вот как прокомментировала ситуацию Джоан Борстен, руководитель Films by Jove, ответы которой были присланы в редакцию по факсу.

-- В российских СМИ появились данные о том, что вы способствовали пиратскому копированию продукции СМФ...

-- Пираты не платят своим жертвам -- и пираты не платят юристам. Films by Jove уже выплатила "Союзмультфильму" около 500 тысяч долларов лицензионных выплат, 2,5 миллиона долларов ушло на реставрацию 25 часов кинолент и еще 250 тысяч -- на юридические расходы, связанные с борьбой СМФ против пиратских действий некоторых ответственных работников "Совэкспортфильма". Мы, возможно, выплатим студии еще 100 тысяч долларов в этом году и потратим 250 тысяч долларов на реставрацию.

Хотя большинство юридических баталий закончилось в нашу пользу, мы продолжаем сталкиваться с новыми случаями пиратства. Я не верю, что они могут прекратиться до тех пор, пока правительство России не заставит "Совэкспортфильм" уничтожить или вернуть киностудиям все те тысячи и тысячи копий, которые эта организация накопила по всему миру. "Совэкспортфильм" не имеет никаких юридических прав на продажу фильмов СМФ, и я уверена, что это относится к продукции практически любой киностудии бывшего СССР. То, что эти фильмы оставлены под контролем "Совэкспортфильма", провоцирует его представителей на то, чтобы по своему усмотрению распоряжаться чужой собственностью. Госкино закрывает глаза на неприкрытое пиратство "Совэкспортфильма" по отношению к российским фильмам как в России, так и за рубежом и в то же время выступает на переднем крае борьбы за защиту американских фильмов от пиратства в России...

-- Пользуются ли где-нибудь в мире популярностью фильмы СМФ, находящиеся в распоряжении Films by Jove?

-- У нас хорошо дела идут во Франции, Испании, Латинской Америке и в Азии; неплохо в Великобритании, Германии и Австралии, хуже -- в Италии и Японии. Наиболее трудный рынок, конечно же, в США, но в этом году нам удалось наконец проникнуть и на него, теперь среди наших партнеров такие компании, как "Уолт Дисней" и "Уорнер Бразерс".

Американцам требуется время, чтобы привыкнуть к другому образному ряду фильмов СМФ и их более медленному ритму. Мы предприняли ряд хорошо обдуманных действий, чтобы преодолеть это сопротивление американского зрителя. Например, к дублированию фильмов были привлечены популярные американские актеры.

Дела могли бы идти лучше, если бы не все те же юридические проблемы. Например, в середине 80-х годов один из американских партнеров "Совэкспортфильма" подал документы в Отдел по авторскому праву США, требуя перевести на его имя права на сто с лишним фильмов российских студий, включая "Мосфильм" и преимущественно "Союзмультфильм".

В каждом контракте, заключенном "Совэкспортфильмом", есть пункт, согласно которому покупатель обязуется по окончании срока действия лицензии уничтожить или вернуть все ленты, переданные ему "Совэкспортфильмом". Нет никаких свидетельств о том, что "Совэкспортфильм" когда-либо потребовал выполнения этого пункта. Уж точно это не было сделано в случае с американской компанией "5 Stars". В результате мы обнаружили копии "Снежной королевы", "Буратино", "Диких лебедей" и многих других картин в широкой продаже, которую осуществляют мелкие дистрибуторы. Они продают ужасные копии, часто даже указывают в титрах самих себя в качестве авторов сценария, режиссеров и продюсеров.

Было невозможно защитить эти фильмы от подобного использования, потому что они были сделаны до того, как СССР подписал Международную конвенцию по авторскому праву в 1973 году, так что юридически эти фильмы являются общественным достоянием. Кстати, по этой же причине невозможно было до недавнего времени бороться и с теми пиратскими копиями этих фильмов, которые в изобилии распространены на Брайтон-Бич и в других местах проживания эмигрантов из России.

Как только с 1 января 1996 года в США было изменено законодательство, регулирующее авторские права, мы немедленно зарегистрировали все подпадающие под эту категорию фильмы СМФ на имя студии. Как мне кажется, около 750 фильмов, включая те, которые мы ранее вернули на студию. Мы также оказали помощь "Мосфильму" в восстановлении прав на 851 фильм, а затем предоставили "Ленфильму", Свердловской киностудии и "Центрнаучфильму" всю необходимую информацию и документацию по этому вопросу.

Мы начали кампанию в русскоязычной прессе США и оповестили пиратов, что собираемся защищать права СМФ. Мы дали им крайний срок для того, чтобы стать законными дистрибуторами, наняли юриста... В конце срока мы уже не нуждались в его услугах. Одна из американских газет написала, что Чебурашка объявил войну пиратам и отправился на бой, но пираты сдались до того, как прозвучал первый выстрел. Четыре главных пирата согласились уплатить СМФ причитающиеся за использование фильмов деньги, и вскоре студия получит первые выплаты.

-- Продукция СМФ -- выгодное вложение?

-- Фильмы замечательные, но по сравнению с теми, что производятся сегодня, очень медленные. Нет героев, которые переходят из одного фильма в другой. Длительность лент разная, что делает невозможной их продажу на ТВ. Мы знали, что нам придется заниматься реставрацией, но были шокированы, увидев, что так называемый Золотой фонд -- технический кошмар. Большинство ранних лент до сих пор хранится на легковоспламеняющемся материале, который следовало бы заменить на обычную пленку тридцать лет назад. Негативы поцарапаны, покрыты пятнами, порваны и затуманены. Основной принцип копирования -- никогда не снимать копий с негатива -- был игнорирован, что практически свело на нет годы труда режиссеров, художников и аниматоров. Специальные звуковые дорожки, необходимые для дублирования фильмов на иностранные языки, были попросту выброшены.

С помощью Госфильмофонда мы отреставрировали и сделали специальные копии, которые были привезены в США для дальнейшей реставрации (мы никогда не вывозили из России негативы)...

Сегодня мы и наши партнеры потратили приблизительно 2,5 миллиона долларов на три антологии. Мы до сих пор не возместили наши затраты. Дополнительные расходы возникли из-за того, что СМФ не выполнял вовремя свои обязательства, например не предоставлял в срок необходимые нам для работы монтажные листы, фотографии кадров из фильмов и рекламную информацию о режиссерах, авторах сценариев и аниматорах. Некоторые лучшие фильмы были сделаны по произведениям авторов, у которых не были получены права на использование их произведений: "Чиполлино", "Маугли", "Кошка, которая гуляла сама по себе", "Рикки-Тикки-Тави", "Слоненок", "Винни- Пух" и "Карлсон". Нам пришлось выкупать авторские права... В антологию "Мастера российской анимации" мы захотели включить фильм "Контакт", в котором использована музыка из кинофильма "Крестный отец", права на которую принадлежат студии "Парамаунт". Нам пришлось заплатить за права на нее, а также на песню Гершвина, использованную в фильме.

Но мы уверены, что положение будет медленно, но стабильно меняться к лучшему. Поэтому вступили в долгосрочный контракт с СМФ, а в дополнение к авансам, которые получает сегодня студия, ей причитается около 40 процентов доходов.

Мы надеемся, что по крайней мере одна из наших антологий принесет прибыль в этом году. Я уверена, что это уже произошло бы, если бы СССР лучше хранил негативы, если бы СМФ поставлял нам необходимые материалы в соответствии с контрактом, а главное, если бы нам не пришлось тратиться на бесконечные судебные тяжбы, вызванные пиратством и халатностью "Совэкспортфильма" и связанных с ним лиц.

Детектив на ОРТ.

Поиски руководителей "Совэкспортфильма" привели корреспондентов "Эксперта" на ОРТ. Дело в том, что один из руководителей "Совэкспортфильма", г-н N, якобы возглавляет загадочную организацию ОРТ-International. Загадочную потому, что ни руководители, ни пресс-служба ОРТ не дали внятного ответа -- является ли эта контора подразделением ОРТ или нет. Мало того, пресс-служба в конце концов вывела корреспондента "Эксперта" на... руководителя службы безопасности ОРТ.

Тот вместе с представительницей административной юридической дирекции любезно принял корреспондента "Эксперта" и не менее любезно пригрозил подать на корреспондента в суд, если в материале встретится слово "ОРТ". Мол, если за всех N отвечать придется...

Через пару часов в редакцию из Франции позвонил этот самый N, почему-то прекрасно осведомленный о беседе в службе безопасности ОРТ, и сказал, что против него "предпринимаются демарши со стороны 'Эксперта'", хотя он-то и есть самый непримиримый борец с видеопиратством. Затем традиционно пригрозил судом за разглашение инкогнито, а в конце беседы добавил, что он, между прочим, все иски против него уже выиграл. С чем мы всех и поздравляем...

Читателей: 2419

Прошлые новости:

20.05.2018

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   




© 2006-2017 ottodix.ru