Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса   


Сто пятьдесят лет славянскому братству.

Сергей Скляров. Маркс и Энгельс считали, что славяне -- носители еантиреволюционной реакции -- должны исчезнуть с карты мира.

Теперь поднял голову и давно притеснявшийся славянин, он сбрасывает с себя иго насилия и мощным голосом требует своего старого достояния -- свободы.

Из Манифеста славянского съезда 1848 года к европейским народам.

Сейчас большинство славянских наций имеет собственную государственность -- не оформлены в суверенные страны разве что компактно проживающие малочисленные группы славян в неславянских или инославянских странах. Но славяне вовсе не всегда жили столь разобщенно.

2-13 июня 1848 года в Праге проходил первый славянский съезд. Именно после него в Европе впервые громко заговорили о таком явлении, как славянское единство, об идеях панславизма.

Язык-объединитель.

В основе идей славянского единства лежит общее происхождение. У славян действительно единая прародина, о точном местонахождении которой, правда, до сих пор идут споры. Большинство исследователей помещают ее в треугольник между реками Висла, Днепр и Дунай. Все остальные славянские территории стали таковыми в ходе колонизации и ассимиляции местного, неславянского населения.

Много общего и в языках, хотя без специальной подготовки друг друга сразу не поймут не только народы, находящиеся на полюсах славянского мира, но порой и ближайшие соседи. Например, польское слово uroda не имеет ничего общего с однокоренным русским ругательством или обозначением физических недостатков человека; по-польски это -- "красота". А чешское восклицание Pozor! не несет негативного смысла, это просто -- "Внимание!". Русскому, находящемуся в белорусском, польском или украинском ресторане, не следует думать, что меню составил юморист, не удовлетворенный качеством пищи, -- слова наподобие страва, потрава имеют значение "блюдо".

И все же, несмотря ни на какие словесные курьезы, ничто так не сближает славян, как язык. Различия в других областях гораздо существеннее. Даже такое понятие, как славянский тип лица, -- условно. Антропологически чех или поляк гораздо ближе к немцу, чем к болгарину или югославу, вобравшим в себя черты народов, проживавших на Балканах до славянской колонизации.

Съезд угнетенных.

В начале прошлого века на карте Европы существовало лишь два независимых славянских государства -- могучая Российская империя и маленькая Черногория. Все остальные славянские земли были поделены между германскими государствами, Австрийской и Османской империями.

Славяне тогда испытывали сильное национальное притеснение и довольно быстро ассимилировались. На землях, где они некогда составляли основу населения, например в Штирии и Каринтии (современная Австрия), нынешних восточногерманских областях и отдельных районах Венгрии, славяне перестали доминировать. Ассимиляция славян проходила на фоне роста национального самосознания их соседей -- немцев, венгров и итальянцев, что грозило ускорить процессы деславянизации. Славянским народам ничего не оставалось, как объединяться.

Одним из дополнительных поводов для раздумий славян о своей судьбе стал съезд представителей разрозненных германских государств во Франкфурте. Там была провозглашена идея пангерманизма, создания единого немецкого государства. Это явно не отвечало интересам славян.

Среди славянской интеллигенции Австрийской монархии зародилась идея созыва общеславянского съезда, на котором были бы заявлены права на национальное развитие порабощенных славянских народов, обсуждены и, возможно, сняты существовавшие между ними разногласия. Съезд в Праге был созван на фоне революционных событий 1848 года в Европе, поставивших на грань распада Австрийскую империю, две трети населения которой составляли славяне.

Съезд фактически поддержал идею сохранения австрийской государственности и продемонстрировал возросшее национальное самосознание славян. Он также стал свидетельством готовности славянских народов выступить единым фронтом против ассимиляции и национального притеснения. Несмотря на то что из-за революционных событий в Праге съезд был прекращен досрочно, 13 июня 1948 года, и на нем не были приняты ключевые документы, в том числе и программа действий, его значение было столь существенно, что вызвало волну откликов -- благожелательных в славянских изданиях и негативных со стороны идеологов пангерманизма и венгерской государственности. Отрицательно к съезду и к самой идее национального возрождения славян относились и основоположники марксизма -- Маркс и Энгельс, считавшие в то время славянские народы носителями антиреволюционной реакции и обрекавшие их на исчезновение с карты Европы.

Времена меняются.

Нынешняя политическая ситуация в славянском мире характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма -- идеи объединения славян в едином государстве, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу.

Наибольший удар по славянофилам-интеграционистам нанесли 1990-е годы, когда распались на отдельные государства полиэтнические славянские страны -- СССР, Чехословакия и титовская Югославия. Сейчас лишь Сербия и Черногория уживаются в едином югославском государстве, но мало кто берется утверждать, что эта федерация не распадется в ближайшие годы: разногласия в политических элитах сербов и черногорцев слишком очевидны.

Еще более удручают поборников идеи единства резко обострившиеся противоречия между славянскими странами. Польша и Чехия в пику России вот-вот станут полноправными членами НАТО. Не прочь огорчить Москву подобным шагом и "братушки" из Болгарии. Вступлением в НАТО постоянно шантажирует Россию Украина.

В то же время назло чехам с Россией заигрывает Словакия.

Спят и видят себя в Североатлантическом блоке Хорватия, Словения и Македония, правда, в противовес не Москве, а "империалистической" Югославии. Босния и Герцеговина в поисках покровителя мечутся между НАТО и исламскими странами. Война на территории бывшей Югославии, в которой сербы, хорваты и мусульмане-босняки с упоением убивали друг друга, по жестокости даст фору средневековым войнам. Подобные войны часто велись и славянами против славян -- стоит обратить внимание хотя бы на российский гимн, музыка к которому взята из оперы, повествующей об одном из таких конфликтов.

Однако неверно было бы расценивать такой политический раздрай в славянском мире как исключительно славянскую черту. Политические конфликты между странами, населенными близкородственными народами, не редкость для всего мира. Взять хотя бы отношения Ирака и арабских стран, перманентную пограничную напряженность между Эквадором и Перу... Да и в вопросах единения тюркских народов больше разговоров, чем дела. Тюркоязычные страны вспоминают о пантюркизме лишь тогда, когда им требуется помощь от Турции.

Все зло от политики.

Какие бы внешние силы не обвиняли нынешние панслависты в раздробленности славянских народов, глубинные причины такого положения вытекают из различий государственно-политических интересов славянских народов. Закончившаяся эпоха полиэтничных славянских государств показала, что даже добровольно объединившиеся в одно государство славянские народы рано или поздно переходят к отношениям "старшего" и "младшего" брата, с чем свободолюбивые "младшие" братья мириться не желают.

Политическая концепция равноправной Швейцарской конфедерации не прижилась не только в строившемся на идеях интернационализма СССР. Сбои она дала уже в первые годы существования образовавшихся после первой мировой войны буржуазно-демократических Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее преобразованного в Югославию.

В различиях политических интересов славянских стран коренятся и их нынешние противоречия. Нельзя осуждать стремление славянских народов не к взаимной интеграции, а к сотрудничеству с экономически более развитыми западноевропейскими государствами. Негатив в отношения вносит и "историческая память", запечатлевшая как межславянские войны предыдущих эпох, так и времена послевоенного тоталитаризма, эксплуатировавшего среди прочих и идеи славянской солидарности. Не стоит забывать и о территориальных спорах, имевших место в истории всех соседних славянских народов.

В XX веке они вылились в балканские войны 1912-1913 годов, в которых Болгария потеряла македонские земли, частично отошедшие к "братской" Сербии. Сейчас на них образовано государство Македония, большинство населения которого составляют македонцы, оформившиеся как нация, по мнению некоторых ученых, только в XX веке. Еще в начале этого столетия местные славяне македонских земель считались лишь ветвью болгар. В 1918 году чуть было не разгорелся вооруженный конфликт между Чехословакией и Польшей за обладание пограничными районами Тешина, Оравы и Спиша. Не стерлись из памяти народов польско-украинская 1918-1919 годов и польско-советская 1920 года войны за приграничные территории. Уже на нашей памяти разгорелась война между сербами и хорватами за контроль над Восточной Славонией и межэтнический конфликт в Боснии и Герцеговине. Указанные территориальные конфликты обострялись и в период второй мировой войны. Особая страница истории славянства -- разграничение между Россией, Украиной и Белоруссией в бывшем СССР, при котором этнический фактор зачастую уступал соображениям внешнеполитического и экономического порядка. Пример Крыма -- лишь один в ряду подобных.

Несмотря на то что сейчас почти все территориальные споры между славянскими этносами в той или иной степени решены, негативная память о них осталась и мешает политическому сближению славянских стран.

Корни популяризации и упадка идей общеславянского единства следует искать в изменившихся политических условиях существования славянских народов -- исчезла угроза их ассимиляции, а с ней и необходимость в братской помощи. Вряд ли сейчас возможно политическое выражение идей славянского единства. Освободившись от национального гнета и обзаведясь собственной государственностью, славяне предпочитают развивать лишь культурный аспект этой идеи.

Читателей: 5004

Прошлые новости:

20.05.2018

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   




© 2006-2017 ottodix.ru