Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса   


Времен связующая нить.

С появлением в филармонии рояля "Steinway" в 1994 году родился и абонемент "Steinway и симфоническая музыка". За годы своего существования в его программах участвовали такие известные пианисты, как Наум Штаркман, Павел Нерсесян, Рувим Островский, Андрей Диев и многие другие.

19 марта впервые в концерте второго абонемента выступал молодой петрозаводский пианист Сергей Саратовский.

Пятый концерт второго абонемента "Steinway и симфоническая музыка" композиционно оказался выстроен весьма необычно. Первое отделение было отдано Эдуарду Патлаенко по случаю его 65-летия, а второе - Петру Ильичу Чайковскому по случаю исполнения его Первого фортепианного концерта нашим юным пианистом Сергеем Саратовским.

Эдуард Патлаенко - музыкант со своим особым взглядом на мир, а потому его произведения привлекали к себе внимание буквально с первых шагов на карельской земле, едва вступив на которую, он заявил о себе созданием большого вокально-симфонического полотна "Кантелетар" (написано в 1963 году). Пытливый интерес к человечеству в различных национальных сообществах, стремление постичь сходство и разность людей на удаленных друг от друга континентах направляют его творческие поиски.

Сызмальства влюбленный в книгу, понимая и ценя слово в его подчас бесконечных смыслах, часто обращаясь к нему в музыке, Эдуард Патлаенко, в конце концов, пришел к выражению волнующих его проблем через поэзию. Два музыкальных опуса, прозвучавших в концерте, - "Ренессанс-сюита" для камерного оркестра (1968 год) и Адажио для английского рожка и струнного оркестра с арфой "Сфинкс и Лотос" (1995 год), разделенные почти тремя десятилетиями, условно обозначили начало пути композитора и современный этап.

"Ренессанс-сюита" показала, что в понимании художника между минувшим и настоящим не прерывается "времен связующая нить", ушедшему есть всегда место в грядущем, если оно самоценно. Адажио подтвердило своей хрупкой красотой вечность высших категорий искусства, вечность красоты.

Совсем иным предстал Патлаенко в венке сонетов "Ночь после Рождества", исполненном народной артисткой России и Карелии Людмилой Живых. Гражданские, нравственные категории, о которых размышляет Патлаенко-поэт, сродни его самому грандиозному сочинению в музыке - ораториальной симфонии "Русия и меч".

Поэзия Патлаенко, равно как и его музыка, многослойна, и в слышимом всегда надо идти в глубину, если тебя привлекает путь, предложенный автором.

Исполнение Первого концерта Чайковского Сергеем Саратовским - событие приятное для всех слушателей и несомненно этапное для самого пианиста. Концерт очень сложен. Факт неприятия его при первом знакомстве выдающимся пианистом Николаем Рубинштейном превратился в легенду. И тогда, в 1875 году в Москве, первым исполнителем стал девятнадцатилетний Сергей Танеев. Сергею Саратовскому тоже девятнадцать. Не проводя никаких параллелей, можно только констатировать безусловный большой успех. Пианизм Сергея - щедрый дар природы, замеченный в свое время заслуженным работником культуры Карелии Н.Кайске, взлелеянный вторым педагогом Н.Ароновой и в последние годы заботливо и умело шлифующийся пианистом Рувимом Островским, с каждым годом раскрывается все ярче. За нынешним исполнением остались еще очень большие нереализованные возможности. И это понятно - постижение одного из величайших творений мировой музыкальной культуры - процесс длительный и сложный, для Сергея он только начинается, и очень хочется надеяться, что он будет счастливым.

Аркадий Штейнлухт, стоявший в этот вечер за дирижерским пультом, проявил бережную заинтересованность и в трактовке музыки Патлаенко, и в аккомпанементе. Вместе с замечательным Михаилом Башем, он был первым интерпретатором Адажио, и второе исполнение оказалось не просто повторением, а новым, более высоким актом творения.

Наталья Гродницкая.

Читателей: 2602

Прошлые новости:

20.05.2018

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   




© 2006-2017 ottodix.ru