Творчество

Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   



00. Интервью журналу 'Бункер' 3/2012

Группа Otto Dix на отечественной сцене – явление яркое и вызывающее интерес, тем паче, что сумела стать одним из проектов, сумевших стереть грань между тёмной и альтернативной сценами и, наверное, между андерграундом и форматным авангардом.

Тем интереснее было узнать о том, что готовится новая полноформатная работа группы –

Mortem’.

Не оставляя это событие на самотёк, я решил приоткрыть завесы тайны по работе над альбомом, побеседовав со всеми троими участниками Otto Dix: Михаэлем Драу, Мари Слипом и Петром Вороновым.

 

 

Михаэль драу

 

Что ж, вот и настало время перевернуть очередную страницу, чтобы открыть новую главу в летописи Otto Dix. С каким настроем ты готов это сделать, тяжело ли листать эту книгу и чего ты ожидаешь прочесть в новой главе?

Я уже рвусь в бой, так как слегка застоялся. Думаю, что будет немного тяжелее, так как на сей раз костюм у меня просто монструозный, в нём очень жарко и довольно тяжело двигаться. Кроме того, его ещё надо будет правильно подключать к аккумулятору, а затем в процессе действа постепенно снимать, так же аккуратно отключая. Отдельную сложность представляет маска. Но это технические детали, как-нибудь справимся с ними… А если вы имеете в виду чисто творческую составляющую, то альбом чем дальше, тем больше получается очень глубоким и тяжёлым, в плане звучания в том числе. Под финальную композицию можно спокойно резать вены, как мне кажется. Сначала я думал, что ‘Mortem’ будет улучшенной реинкарнацией ‘Города’, однако этот альбом обращается скорее к разуму, чем к эмоциям, а от ‘Города’ отличается в сторону тяжести и, что уж там, пафоса. И с новым материалом работать будет, конечно же, интереснее.

 

Глядя на дискографию группы можно подметить интересную и, можно сказать даже логическую деталь. Эго - Город - Атомная Зима – Зона Теней – Чудные Дни – Mortem. Возникает некая картина цикла жизни: взросление – катаклизм – упадок – просветление – смерть. Прослеживается ли некая логическая взаимосвязь от альбома к альбому некий последовательно воплощаемый творческий замысел или все идет, как идет от релиза к релизу?

Одной из “фишек” OTTO DIX является смысловая преемственность всех наших пластинок. Это галерея картин, диптихи, триптихи, полиптихи. Картины, на которых изображён жизненный цикл, развитие личности, осознание, взаимодействие с миром, первая боль, первые слёзы, “то, что нас не убивает, делает нас сильнее”. Мортэм – это Смерть. Но ведь даже в картах Таро Смерть не столь однозначна. А если обратиться к восточной философии, которая в нас со Слипом, в дальневосточниках, весьма сильна, то Смерть и вовсе есть не точка, а только край страницы, за которой – следующая страница, и следующая, и следующая. “Мортэм” вряд ли станет последним альбомом группы. Хотя, если честно, я пока плохо вижу то, что идёт следом, скорее всего это будет “Анима”. Однако это совсем другая история…

 

Хорошо, давай приступим к “препарированию” нового детища. Как гласит первое правило патологоанатомов и следователей, прежде всего - первичный внешний осмотр. Расскажи об общей концепции альбома, суммарно подытоживающуюся словом mortem, когда и как ты выбрал это название, насколько оно отражает треки альбома и каков посыл слушателем, ведь название – это первый импульс, который люди получают, знакомясь с новой работой.

Концепция нашей “смысловой линейки” была у меня в голове года с 2005-го, то есть практически возникла сразу же после выхода первого “Эго”. Я как-то гулял по улице и, откуда не возьмись, в голове возникла фраза на латыни – “Mea lacrima”. И я начал припоминать, какие слова на латыни ещё знаю. Выбрал именно “Мортэм” для названия альбома, потому что это очень сильное и красиво слово. Да и концепция подходящая. Смерть в прямом и переносном смысле, смерть как начало, как граница, как импульс изменения. Латынь в альбоме исполняет роль каркаса. В каждой композиции есть хотя бы одна фраза на латыни, чаще всего в кульминационной точке припева. Так что не пугайтесь, если вдруг не поймёте, чего я там пою – это просто не по-русски :) . Альбом очень сильный, темы неоднозначные – тут и история человечества, и игры с самым большим его страхом – со страхом смерти.

 

Когда началась работа над ‘Mortem’, какие песни были написаны первыми и, насколько, процесс был “кухонным” на этот раз ? : )

Диксы верны традиции спокойной домашней записи :) Но на сей раз “базу” расположили у меня дома, и Слипу пришлось перевозить аппаратуру в несколько заходов. Первой мы записали заглавную песню, “Мортэм”. Хотя обычно мы пишем заглавные песни далеко не сразу.

 

Давай поговорим о содержимом, возьмем скажем, 6 песен, пусть разных, но отражающих суть нового альбома. Что ты можешь рассказать о каждом из этих ростков в саду ‘Mortem’? Особенности, смысл, посыл, инновации.

Рассказывать о смыслах песен не будем, пусть его ищут и понимают, как им хочется, сами слушатели. Но если охватить общим взглядом хотя бы названия, то уже заметно влияние Рима, истории Европы, истории вообще. Латынь, церковные песнопения, мозаика из полуакустических размеренных песен и боевики с вокодером и дисторшном. OTTO DIX узнаваемы, они всё те же, но только лучше, чем раньше. :)

 

Перед выходом альбома у вас был также сетевой релиз сингла ‘Утопия’, однако песня, как было решено, не будет включена в альбом и даже, по сути, не пошла далее демо-варианта. В чем причина ее “проф непригодности”, тем более что отзывы на песню были, в общей массе, весьма положительны. Что побудило тебя затронуть такой вопрос, как фантомные боли от потери Советского Союза?

Нам показалось, что эта песня – слишком уж личная. “Мортэм” - альбом холодный, отстранённо-созерцательный, как взгляд души на своё прежнее тело. А “Утопия” - это же наше, родное. Многие ещё помнят автоматы с газировкой с сиропом за пять копеек, помнят машинки для пробивания билетов в трамваях, помнят пластмассовых неваляшек, чебурашек, пупсов, помнят магазины “Берёзка”, дутые куртки, джинсы-варёнки, громадные подплечники, короткие галстуки, разноцветные тени до самых бровей и огромные серьги. И балет “Лебединое озеро” внезапно по всем каналам. Многие со слезами ностальгии на глазах смотрят “Служебный роман”, “Москва слезам не верит”, “Влюблён по собственному желанию”, “Друг”, “На тебя уповаю” (хотя, это уже пост-советское кино, но влияние нашего богатого кинематографического наследия чувствуется очень сильно – ещё не пришло время всяческих убогих боевичков с голыми сиськами, слизанных с более успешных западных образцов, когда всё вдруг резко стало МОЖНО). А наши прекрасные советские мультики, которые нам теперешним кажутся какими-то психоделическими (особенно анимация конца 80-х, начала 90-х) или простенькими по сравнению с широко распиаренными продуктами студий Pixar и DreamWorks…

Да говорить об этом можно бесконечно. Это было наше золотое детство. А время детства всегда кажется прекрасным, даже если наши родители тогда стояли километровые очереди за хлебом и колбасой (которой сортов-то было раз-два и обчёлся) или доставали бутылку шампанского на Новый год по великому блату.

И всё равно, СССР был великой державой. Да, многое, конечно, делалось не так, много ошибок совершали наши правители, но перед СССР на задних лапках ходил весь мир, во времена рождения этой Империи у нашего народа была Идея, была Гордость, был смысл и вектор существования. То, что мы сейчас, увы, потеряли. Как свою руку или ногу – отсюда и “фантомные боли”.

Конечно, моё поколение уже заметно подпорчено навязанным западным потребительством, но генетическая память есть генетическая память. У России, как бы она не называлась – Киевской Русью, Российской Империей, СССР, СНГ, РФ, всегда была особая роль в этом мире, и свой особый тернистый путь. И, кстати, не только СССР заставлял Запад писаться в штанишки. Та же Русь была сильнейшим государством раннего европейского средневековья, которой, между прочим, здорово побаивалась даже великая и ужасная Византия. А в состав Российской Империи входили, как миленькие, Польша и Финляндия (хотя это и было ошибкой, но это тема для многочасовой дискуссии). Про СССР я уже сказал. Может быть, России, которую мы сейчас знаем, приходит конец. Но после неё обязательно возникнет что-то новое. Опять что-то сильное и большое. Выносливый марафонец может оступиться и упасть, но он обязательно поднимется и продолжит бег.

 

Я смотрю, в последнее время тебя заинтересовала история. Считаешь ли ты верным утверждение, что для понимания будущего необходимо осознавать прошлое, что ты открыл для себя в истории, привнес ли открытое в новый альбом?

Как можно увидеть по моему предыдущему ответу, историей я и впрямь заинтересовался неслабо :) Взялся писать исторический роман в 2009, приходится ради какого-нибудь мелкого факта перелопачивать горы литературы, и поневоле начинаешь вникать. Кстати. Сейчас в России происходят события, до ужаса напоминающие последние века существования Хазарии в X-м веке, и Византии в XV-м. Сижу с попкорном, жду нового Святослава или Мехмета…

 

Новый имидж показывает новый сценический костюм, расскажи о нём, как он был задуман и воплощён, какие эффекты и элементы шоу будут с ним связаны?

Увы, я не технарь, про особенности провода и подключения ничего не расскажу. Но делался этот костюм без малого год. Для начала я купил обыкновенную хоккейную защиту. Да-да, “доспех” - это она самая. Вот ассоциируется у меня хоккей с холодом, воинственностью и силой. А уж если вспомнить когда-то победоносный советский хоккей… Ну так вот… Затем, как было сказано выше, друзья из “Те-Кари”, которые, кстати говоря, сами на нас вышли и предложили сотрудничать, превратили его в нечто “ТРОНоподобное”. Громоздкий, да и тяжеловато управляться с проводами. Но киборг я или где? А насчёт электрических поев я всё ещё думаю…

 

Как обычно, новый альбом сразу после выпуска переходит в фазу поддержки концертной программой. Что ожидать поклонникам, пришедшим на концерты в этом туре, будут ли приняты к сведению пожелания поклонников, высказанные в опросе по песням тура?

Мы будем исполнять многие старые песни. Вероятно, придётся специально для тура переделывать старые аранжировки, а многие писать заново, так как они вследствие некоторых сбоев компьютера Слипа, увы, не сохранились. Я всё надеюсь вернуть “Старость”…

 

Еще одной новинкой в туре станет наличие барабанщика ход, скажем, если не шокирующий, то достаточно необычный, особенно если принять во внимание электронную направленность проекта. Станет ли это второй ступенью к уходу в рок, начало которому было положено вовлечением акустических элементов в концертную программу. Мы видели достаточно примеров ухода групп, изначально электронных, в область рок-саунда, может ли настать такой момент и у Otto Dix?

Нас как-то называли уже “отличным рок-н-роллом”. Однако пока мне не кажется, что наш коллектив превращается в роковый. Барабаны (правда, чаще всего не “живые”, но всё же) используются многими электронными группами, это всего лишь способ утяжелить ритм-секцию, добавить “кача”. Если вы намекаете на классический роковый состав – гитара, бас, барабаны и – опционально – синт, то обязанности гитариста у нас успешно исполняет Пётр со своей ревущей электроскрипкой :)

 

Мари слип

 

Каждый новый альбом, обычно – новый виток задействования технических возможностей при создании альбома. Что ты можешь сказать о технической составляющей создания альбома ‘Mortem’, какие инновации и эксперименты принёс он тебе, как композитору?

Лучший мой альбом – ‘Чудные Дни’. Он сложней остальных, чище, более “вылизан”. На нём я как бы доказал, что могу создать качество. И, тем не менее, сразу после его создания я потерял интерес к качеству. Было и прошло. В новом альбом принципиально новый подход. Пусть это звучит дико для коллег по цеху, но я полностью отказался от мастеринга. Так что чудес в плане звуке не ждите. 

 

Как-то ты сказал, что музыка Otto Dix не пишется - она программируется, так ли это, насколько ‘Mortem’ программен и насколько музыкален?

Сложный вопрос. Я делю людей на два типа в творчестве: математики и лирики. Я, наверное, математик, отсюда сравнение с программированием. Я пишу не интуитивно, а чётко осознавая концепцию, размер, гармонию.

 

Какая песня из ‘Mortem’ была наиболее сложна, на твой взгляд, для создания и почему?

Ну, они все простые, по сравнению, например, с ‘Чудными днями’. Самая сложная, наверное, песня с восточным акцентом (“1453”), тяжело было работать с голосом Драу. Тональность для нас неисхоженная, шуточно говоря.

 

Помимо Otto Dix, ты, также, занимаешься, в рамках холдинга Dark Media Group, развитием лэйбла Dizzaster, продюсированием других музыкальных проектов, а с этого года еще и организацией одного из крупнейших компьютерных фестивалей “Chaos Construction”. Расскажи об этих направлениях деятельности, насколько это пересекается и не пересекается с Otto Dix, как удаётся совмещать и уделять на всё время?

Dizzaster изначально делал не я один. Был еще человек, Василий Гурьев, но он ушел. Политика лейбла такова, что нам проще издавать сейчас книги, а не диски. В целом, это -  моя вторая работа, после Otto Dix и не менее важная. Такой же значимый сайд-проект Dizaster – литературный альманах “Город”, созданный на базе лейбла. Альманах я задумал пять лет назад и начался он с наших с Драу рассказов, а в том году был даже создан призовой фонд для писателей.  

“Chaos Construction” также делаю не я один. Лишь в этом году я взялся за организацию. Я считаю, что искусство и наука, проходят некий процесс слияния, интеграции. Вот подобный фестиваль позволяет показать этот стык двух феноменов человеческой культуры. Тут представлено, так сказать, техническое творчество. Например, в прошлом году на “Chaos Construction”  был предоставлен 3D принтер, 3D мэппинг, лазерное видео и много чего интересного, что народ с удовольствием собирает и программирует. Тут самые высокие художественные идеи воплощены в жизнь при помощи математики и программирования, например конкурс “демо”. Эта тема мне очень близка, ведь программирование - моё хобби.

 

Еще одной небезызвестной стороной твоего творчества является литература, причем ярко выраженного социального плана. Какое место занимают книги и их создание в твоей жизни, что можешь рассказать о последней работе и будущих задумках?

Именно что социальный аспект, а не “чернуха”, как любят говорить. Я люблю социальный аспект в любом творчестве. Это тот цемент, что создал долголетний конгломерат между мной и Драу, текста, лишённые социального аспекта для меня теряют интерес. Без хорошего текста с социальной подоплёкой я не могу создать песню, родить вокализ, примеры в музыкальном творчестве имеются. Потому не удивительно, что я пишу именно о людях и быте. Книги же мои называют “чернухой” те, кто живет в больших городах с хорошей зарплатой. В целом, я пишу не про дно, а про обыденность, дальневосточный быт. Для сытого это - дно, но не для тех, кто жил в 90-е на Дальнем Востоке.

В целом, как и Драу, мне бы хотелось с головой уйти в книги, а музыку сделать второстепенной.  

 

 

Пётр Воронов

 

Итак, ‘Mortem’. Каковы ощущение нового альбома и ожидания от него у тебя, у самой, так сказать,  академической части группы?

Многие говорят, что группа идёт в сторону попсового звучания. Альбом ‘Чудные Дни’ был, действительно, полегче, но вот ‘Mortem’ - бескомпромиссный андерграундный диск.

 

Насколько плотно будет интегрирована скрипка в написание новых песен, будут ли какие-то дополнительные академические элементы в альбоме?

Мы по-прежнему будем делать акустические сеты в концертах, в планах запись акустического альбома. Ну а в альбоме ‘Mortem’ скрипка ещё менее академическая, чем в альбомах ‘Зона Теней’ и ‘Чудные Дни’, за счёт чего и используется ещё более широко, потому что альбом “тяжёлый” и очень электронный. Я продолжаю экспериментировать со звуком.

 

Какие песни нового альбома тебе импонируют наиболее всего и почему?

На этот вопрос можно будет ответить только после первого тура с новым альбомом. Я на концертах много импровизирую, так что для меня очень важно, как та или иная песня впишется в концертную программу.

 

Недавно у тебя вышла твоя сольная работа, какие новости и фидбэк от слушателей в этой связи?

Сольный альбом экспериментальный во всех смыслах. Мне интересно было сделать всё самостоятельно, а не просто написать музыку. Сведение, аранжировка, мастеринг, оформление. Многое я делал впервые. Кроме того, альбом интерактивный, в комплекте идёт диск с программой, позволяющей играть музыку в рамках той или иной композиции с альбома. Это уже эксперимент не только для меня, потому что так никто не делал, насколько я знаю. Отзывы положительные, хотя я не слишком обращаю на это внимание, главное - это сам процесс создания чего-то нового.

 

Этим летом ты, также, насколько мне известно, был задействован в масштабной конкурсной программе, связанной с молодёжным конкурсом по скрипке в Швеции. Расскажи о нём поподробнее.

Конкурс был не только по скрипке, а практически по всем инструментам и составам, было много номинаций и возрастных групп. Это уже второй такой конкурс в Швеции, а зимой будет четвёртый аналогичный конкурс в России. Организаторы - мои друзья, а я на конкурсе являюсь чем-то вроде технического директора, как это называется за границей. Очень масштабное мероприятие, на последнем конкурсе было более 600 участников.

Пожалуй, сейчас это - самый крупный детский музыкальный конкурс в Скандинавии. Вообще я стараюсь совмещать творчество в группе с теми или иными занятиями в среде академической музыки, одно другому помогает, взять хотя бы акустические сеты для Otto Dix.

 

Возвращаясь к альбому, что нового преподнесет Mortem-тур и какие ожидания от будущих поездок на гастроли?

Мы планируем сюрпризы в виде новых сессионных музыкантов и новых технических решений. Разумеется, с новым альбомом, как всегда, обновляется имидж группы, костюмы и шоу.

 

Несколько слов читателям журнала “Бункер”.

Приходите на концерты! Смотреть концерт на экране - не то же самое, что находиться в зале самому. Хотя на сцене всё равно интереснее!

 

 

Беседовал Алексей Хижняков

Журнал Bunkermagazine.ru

 

 

Читателей: 7797

Ваши комментарии

Имя или ник
Электропочта



name   †   03.03.2015

message


Ирилл   †   12.09.2012

KR, ну да, концертный директор. И да, продюсер. Главное то, что группа рассказала то, что было нужно, и что хоели сказать сами.


Рина   †   22.08.2012

Пойду на концерт в интересном положении. ))) Ощущения и ожидания какие-то мистические и необычные))


KR   †   06.08.2012

Продюсер?


Бестия   †   06.08.2012

это как это так продюсер группы беседовал с участниками группы...логики как то не вижу а может просто что то не понимаю..но интервью и в правду интересное...


Heimo*   †   04.08.2012

Спасибо за интересное и подробное интервью.Очень радует обещание"тяжести", да и вообще альбом обещает быть очень и очень интересным))))Удачки ребятам=)))


KR   †   04.08.2012

Спасибо за интересное интервью.С нетерпением ждем новую программу и..пожалуй соглашусь с комментарием ниже про эстетический голод и заветную пластинку.)) Удачи в новом туре!:)


grammar_nazi   †   04.08.2012

Хорошее интервью, но все портит невероятное количество ошибок в тексте! Товарищи, ну нельзя же так!


Lhfrjybwf   †   04.08.2012

Черт подери, как всё масштабно! Как высоко-то Диксы забрались. Определённо интересное интервью, подначивает эстетический голод, который заставляет срочно заказывать билеты. Ну, лично меня))) Нам уготована о-о-очень интересная программа, очень жутко хочется наконец получить в загребущие руки заветную пластинку. А обещания по поводу "тяжести" альбома проверим лично =D "Мортэм" определённо отгремит громче "Чудных дней", мхаха! ;)))



Музыка    Видео    Отчеты    Пресса    Книги   


Партнёры:



© 2006-2017 ottodix.ru